Эта клятва государству обязывает чиновников честно и непредвзято выполнять свои служебные обязанности, а в случае ее нарушения - покинуть государственный пост.
История, с которой столкнулись мы, члены парламентского комитета по вопросам правосудия, видевшие многообразие политической реальности, сговоры и лицемерие, разные формы политического цинизма и глупости, даже нас привела в замешательство.
Считая себя людьми, которых трудно удивить, мы все же не ожидали обнаружить на самой вершине правоохранительной системы столь бесстыдную аферу со стороны ключевых руководителей Генеральной прокуратуры Украины.
Внутри Генеральной прокуратуры обнаружились устойчивые схемы, которые можно использовать для личного обогащения. Инструментами в этих схемах являются мошенничество, отмывание денег, вымогательство и использование власти.
Оказалось, что сразу несколько заместителей генерального прокурора, начальников управлений Генпрокуратуры, организовавшись в общественную организацию со скромным названием "Ассоциация прокуроров Украины", решили завладеть земельными участками и недвижимостью в разных уголках страны.
Главная характеристика всех этих объектов – их месторасположение. Они обязательно должны находиться возле моря, в парковых или рекреационных зонах.
Через указанную структуру руководство Генпрокуратуры обратилось практически во все крымские города и поселки: Евпаторию, Алушту, Ялту, Феодосию, Форос, Гаспру и Ливадию. Не остались без внимания карпатские и киевские лесные зоны: Яремче (Паляниця и Ворохта), Козелец и другие.
В половине случаев прокуроры просили землю для постройки офисных центров (?!), иногда – для отдыха прокуроров, а иногда в водно-спортивных целях. Часто в письмах указывались конкретные пожелания. Например, в письме к Гаспринскому градоначальнику землю просили в районе санатория "Жемчужина", а к Форосскому – в районе Тихой бухты.
Иногда требования носили размытый характер - выделить хоть что-нибудь, "помещение, здание или земельный участок".
Показательным является случай с мэром Алушты Щербиной, через жизнь которого Генпрокуратура прошла дважды, сначала обратившись к нему со странным обращением, а потом арестовав его в связи с земельными проблемами.
Письмо подписано генеральным секретарем Ассоциации, который по совместительству является начальником управления Генпрокуратуры.
Мотивы обращения прокурорских работников можно назвать не иначе как издевательством – это обеспечение уставных целей Ассоциации, среди которых -содействие всемерному утверждению верховенства права, укреплению правопорядка.
Но для эффективной реализации указанных выше уставных задач земельных участков, зданий и помещений, по-видимому, оказалось недостаточно. Поэтому чиновники Генпрокуратуры на бланках Ассоциации прокуроров отправили сотни писем отечественным предпринимателям с незамысловатым предложением перечислить деньги.
Только следуя логике незабвенного Остапа Бендера можно объяснить причинно-следственную связь между "укреплением законности и правопорядка" и предложением перечислить 50 000 гривен.
Но даже упомянутый литературный персонаж не додумался бы, указывая реквизиты одной организации, предоставлять банковские счета другой.
Возможно, нашим читателям, также как и нам, не сразу бросилось бы в глаза, что в четырнадцатизначном номере расчетного счета странным образом иногда не совпадает одна цифра.
Разгадать эту загадку удалось, только когда мы обнаружили, что, оказывается, в Украине существуют две Украинские Ассоциации Прокуроров (?!) с одинаковыми названиями и практически совпадающими банковскими реквизитами, с одинаковой фамилией руководителя, телефонами приемных, символикой, бланком и печатью и ставших на учет в налоговую администрацию в один день.
Следует заметить, что подписант указанных писем работает заместителем генерального прокурора Украины.
Объединяя рядовых прокурорских работников в Ассоциацию прокуроров, которая презентована на сайте Генеральной прокуратуры Украины, организаторы забыли поставить их в известность о том, что существует еще одна "Украинская Ассоциация Прокуроров", зарегистрированная Шевченковской райадминистрацией Киева как субъект предпринимательской деятельности.
Мы можем утвердительно констатировать, что ни один из прокурорских работников, с которыми мы общались, не имеет ни малейшего представления о том, что таких структур на самом деле две. Никто из них также не знает, что лицо, известное как заместитель Генерального прокурора, на самом деле является президентом, директором и одновременно главным бухгалтером сразу двух организаций, невероятным образом совмещая эту работу с должностью заведующего кафедрой одного из профильных прокурорских вузов.
Здесь необходимо напомнить, что закон о прокуратуре прямо запрещает совместительство службы в органах прокуратуры с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также с предпринимательством.
Кроме того, указанные действия прямо нарушают целый ряд положений закона о борьбе с коррупцией. А устав организации прямо содержит положения, несовместимые с прокурорской деятельностью – возможность выступать субъектом хозяйственных отношений и заниматься политической деятельностью (проводить митинги и демонстрации).
Требования же предоставить земли для строительства офисных центров и мест отдыха существенно подрывают авторитет прокуратуры и государственной власти в целом, что может уже квалифицироваться уголовным кодексом.
Любой, даже не имеющий юридического образования человек знает, что главная задача прокурора – следить за соблюдением законов. Из этого с очевидностью следует, что моральный облик такого чиновника должен быть на порядок выше, так как именно ему государством дано право оценивать действия других людей.
Именно от него – прокурора - фактически зависят правила игры в обществе, а это и соблюдение прав человека, и правила поведения в бизнесе, и защита собственности, и справедливое распределение общественных ресурсов - бюджетных, земельных и других, и безопасность на улицах. Не случайно именно прокурор координирует действия всех правоохранительных органов страны.
А как обстоят дела в реальности? К сожалению, все эти высокие категории легко конвертируются в конкретные материальные блага одного или нескольких чиновников. Таким конкретным материальным благом, например, могут выступать роскошные апартаменты где-нибудь в Ницце на бульваре Гамбетта или Баден-Бадене на Фалькенштрассе, приобретенные за скромные 1 350 000 евро и без ложной скромности оформленные на собственные, легко узнаваемые фамилии.
Вот, например, контракт на покупку недвижимости в Баден-Бадене на сумму 550 тысяч евро.
Можно поздравить жителей Ниццы и Баден-Бадена: теперь членами их территориальных громад стали достойные сыны нашего государства - руководители Генеральной прокуратуры Украины. Считаем, что отныне и на этих территориях законность и правопорядок укрепятся всемерно.
Справедливости ради следует отметить, что не только большим чиновникам Генпрокуратуры свойственно разворачивать в своих служебных помещениях деятельность частных организаций. Те же тенденции обнаружились и у "соседей по цеху".
Общество индивидуальных застройщиков "Десенка", уставной деятельностью которого является строительство и обслуживание 82 коттеджей в рекреационной зоне на окраине Киева, комфортно разместилось по адресу: Киев, улица П. Орлика, 4, прямо в здании Верховного Суда Украины. Первые же исследования в этом направлении привели нас к пониманию причин продолжительной безнаказанности скандально известного судьи Олега Бачуна – любителя частных самолетов и солнечных островов.
Но это история для отдельной статьи.
P.S. В среду мы направили обращения на имя генерального прокурора, Службы Безопасности Украины, Министерства внутренних дел, Государственного комитета финансового мониторинга, Государственной налоговой администрации, Высшего совета юстиции, Верховного Суда Украины с просьбой дать оценку описанным нами событиям и расследовать деятельность целого ряда фигурантов указанного скандала.
Андрей Портнов, Святослав Олейник, Валерий Писаренко, Владимир Пилипенко для УП
|